Вторая пачка часть 361


Обу¬че¬ние мыш¬ле¬нию не есть обу¬че¬ние ора¬торс¬тву. Не сле¬ду¬ет опе¬ре¬жа¬юще раз¬ви¬вать спо¬соб¬ность го¬во-рить, это мо¬жет при¬вес¬ти к не¬га¬тив¬ным по¬следс¬тви¬ям. «Раз¬ве не бу¬дет од¬ной из по¬сто¬ян¬ных мер пре¬до¬сто-рож¬но¬сти не до¬пус¬кать, что¬бы вкус в рас¬су¬жде¬ни¬ях по¬яв¬лял¬ся смо¬ло¬ду» [Государство, 537д]. Это по¬ло¬же-ние Пла¬то¬на со¬от¬ветс¬тву¬ет из¬ре¬че¬ни¬ям древ¬них гре¬че¬ских фи¬ло¬софов: НЕ ПОЗВОЛЯТЬ ЯЗЫКУ ОПЕРЕЖАТЬ РАЗУМ Ин¬те¬ре¬сны по¬ло¬же¬ния Ци¬це¬ро¬на о со¬от¬не¬се¬нии фи¬ло¬со¬фии и ри¬то¬ри¬ки. Ши¬ро¬ко рас¬про¬стра¬ни¬лось мне¬ние о том, что фи¬ло¬со¬фия ищет ис¬ти¬ну, а ри¬то¬ри¬ка - как ее ис¬ка¬зить. Нетру¬до¬лю¬би¬во¬го че¬ло¬ве¬ка бес¬смыс¬лен¬но учить мыс¬лить. Не по¬мо¬гут ни¬ка¬кие со¬фис¬ти¬че¬ские ухищ¬ре¬ния тем, кто убе¬жал от упраж¬не¬ний в на¬уке, с по¬мо¬щью ко¬то¬рых при¬ви¬ва¬ют «сно¬ро¬вку» в тру¬де, в том чис¬ле и в ин¬тел¬лек¬ту¬аль¬ном [Про¬та¬гор, 318б]. Ди¬дак¬ти¬ка так¬же пред¬став¬ле¬на Пла¬то¬ном в ка¬че¬стве слож¬но¬го, тру¬до¬ем¬ко¬го про¬цес¬са [Федр, 228а-е]: не¬об-хо¬ди¬мо про¬слу¬шать идею мно¬го раз, по¬вто¬рить узнан¬ное, в том чис¬ле и «вы¬твер¬див это со¬чи¬не¬ние на-изусть», за¬пи¬сать его и по¬упраж¬ня¬ть¬ся в при¬ме¬не¬нии ре¬ко¬мен¬да¬ций на осно¬ве дру¬гих объ¬ектов. 1.2.3.23.Б. КАК ПАРМЕНИД УЧИЛ СОКРАТА МЫСЛИТЬ Мно¬гие во¬про¬сы пе¬да¬го¬ги¬ки из¬ло¬же¬ны Пла¬то¬ном в диа¬ло¬ге «Пар¬ме¬нид», ко¬то¬рый по¬ка¬зы¬ва¬ет как Пар¬ме-нид учил юного Со¬кра¬та диа¬лек¬ти¬че¬ско¬му мыш¬лению. — «Фи¬ло¬со¬фия еще не за¬вла¬де¬ла то¬бой все¬це¬ло» [130е] — «по мо¬ло¬до¬сти, еще слиш¬ком счи¬та¬ешь¬ся с мне¬ни¬ем лю¬дей» [там же] — по¬сте¬пен¬ность вос¬пи¬та¬ния диа¬лек¬ти¬че¬ско¬го ин¬тел¬лекта — не¬об¬хо¬ди¬мость «ис¬клю¬чи¬те¬ль¬ной да¬ро¬ви¬то¬сти» [135а] — опас¬ность пре¬ждев¬ре¬мен¬но¬го опре¬де¬ле¬ния слож¬ных объ¬ек¬тов, в та¬ком слу¬чае не спа¬сет и «бо¬же-ствен¬ное рве¬ние к рас¬су¬жде¬ни¬ям» [135д] — по¬вер¬хно¬ст¬ность по¬ни¬ма¬ния ска¬зан¬но¬го, ког¬да «ис¬тин¬ный смысл со¬чи¬не¬ния»[128с] не вос¬при¬ни¬ма-ет¬ся по¬то¬му, что он мо¬жет быть по¬нят то¬ль¬ко на уров¬не под¬текста — про¬ти¬во¬ре¬чи¬вость текс¬та не яв¬ля¬ет¬ся его не¬до¬стат¬ком, а мо¬жет быть средс¬твом по¬сти¬же¬ния ис¬ти-ны - по¬ис¬ка то¬го «ку¬да на¬пра¬вить свою мысль» [135с] с тем, что¬бы не «уни¬что¬жать вся¬кую воз¬мож-ность рас¬су¬ждать» [там же] — не¬до¬ста¬ток упражнений на рас¬су¬жде¬ния или «пус¬то¬сло¬вия» по мне¬нию не¬фи¬ло¬со¬фов, что яв¬ля¬ют¬ся усло¬ви¬ем вы¬ра¬бо¬тки спо¬соб¬но¬сти мыш¬ле¬ния, ко¬то¬рое не по¬зво¬ля¬ет уско¬ль¬знуть ис¬ти¬не [135д] «Ка¬ким же спо¬со¬бом сле¬ду¬ет упраж¬ня¬ть¬ся, Пар¬ме¬нид? - спро¬сил Со¬крат»
Индекс
Элементарные функции    Линейные уравнения    Нелинейные уравнения    Случайные числа


Hosted by uCoz