Вторая пачка часть 328
Те¬перь, ког¬да прак¬ти-че¬ски вер¬нул¬ся с яр¬мар¬ки («стою дву¬мя но¬га¬ми в мо¬ги¬ле»), вдруг по¬чувс¬тво¬вал пре¬лесть этих про¬из¬ве¬де¬ний, глу¬би¬ну их мыс¬ли, их ак¬ту¬аль¬ность для со¬вре¬мен¬но¬сти. Те¬перь об¬ду¬мы¬ваю чуть ли не каж¬дый их знак. Де¬ло не в кни¬гах, а во мне. Об¬щес¬тво не сфор¬ми¬ро¬ва¬ло в юности ме¬ня долж¬ным об¬ра¬зом по¬то¬му, что са¬мо не по-ня¬ло важ¬но¬сти этих ра¬бот. Это за¬ко¬но¬мер¬но, что подтверждает со¬ве¬т Со¬кра¬та свое¬му уче¬ни¬ку: «Гла¬за рас¬суд¬ка на¬чи¬на¬ют ос¬тро смот¬реть лишь тог¬да, ког¬да пре¬кра¬ща¬ет¬ся ос¬тро¬та зре¬ния те¬ле¬сно¬го. Те¬бе же до это¬го еще да¬ле¬ко» [Пир, 219а].
зре¬ние умом (ви¬димое, умо¬по¬сти¬жимое)
зре¬ние гла¬за¬ми (зримое, обы¬денное)
Я уже дав¬но но¬шу оч¬ки и со¬зрел для то¬го, что¬бы «ви¬деть (по¬сти¬гать) умом». Здесь хо¬чу по¬мочь раз-вить спо¬соб¬ность умо¬по¬сти¬же¬ния тем, кто еще не по¬те¬рял свое¬го чувс¬твен¬но¬го зре¬ния. Сле¬ду¬ет пре¬одо¬леть то со¬сто¬яние, о ко¬то¬ром ска¬за¬но в Биб¬лии: «смот¬рят и не ви¬дят» [От Марка: 4.2.11].
Вы¬яс¬нив не тождественность «зре¬ния» и «ви¬де¬ния», за¬ви¬си¬мость ви¬де¬ния от воз¬рас¬та сле¬ду¬ет ре¬шить про-бле¬му: воз¬мож¬но ли при¬вить эту спо¬соб¬ность стар¬цев мо¬ло¬дым? При по¬ис¬ке от¬ве¬та на этот во¬прос ис¬по¬ль-зу¬ем ана¬ло¬гию с раз¬ви¬ти¬ем ма¬те¬ма¬ти¬ки: пе¬ре¬ход от римс¬кой к де¬ся¬тич¬ной сис¬те¬ме счис¬ле¬ния ты¬ся¬чу лет на-зад сде¬лал умно¬же¬ние до¬ступ¬ным де¬тям, хо¬тя ра¬нее это бы¬ло до¬сто¬инс¬твом не¬ко¬то¬рых стар¬цев. Воз¬мо¬жен ли та¬кой ска¬чок в раз¬ви¬тии иных форм ин¬тел¬лек¬та, в част¬но¬сти — в пе¬ре¬да¬че спо¬соб¬но¬сти умо¬по¬сти¬же¬ния мо¬ло¬дым людям?
Дан¬ная об¬рат¬ная за¬ви¬си¬мость мо¬жет быть пре¬одо¬ле¬на ес¬ли не для всех, то хо¬тя бы для огра¬ни¬чен-но¬го кру¬га лю¬дей - одаренных. Для это¬го и нуж¬но про¬из¬ве¬де¬ние Пла¬то¬на. Но не то¬ль¬ко оно. При по¬ни¬ма¬нии книг древ¬них ав¬то¬ров нуж¬но вза¬имо¬дейс¬твие трех субъ¬ек¬тов: древ¬них ав¬то¬ров, чи¬та¬те¬ля и ком¬мен¬та¬то¬ров
Индекс
Элементарные функции
Линейные уравнения
Нелинейные уравнения
Случайные числа