Вторая пачка часть 347


Он оце¬ни¬ва¬ет речь свое¬го пред¬шес¬твен¬ни¬ка, как «блес¬тя¬щую». Со¬крат по¬ка¬зы-ва¬ет не¬до¬ста¬точ¬ность ди¬хо¬то¬мных от¬ве¬тов ти¬па ДА ? НЕТ и ука¬зы¬ва¬ет на не¬об¬хо¬ди¬мость по¬сред¬ни¬ков меж¬ду край¬но¬стя¬ми (три¬ад¬но¬сти). Это ве¬ли¬чай¬шая идея, ко¬то¬рая мно¬го раз за¬тем в ис¬то¬рии бы¬ла дис¬кре¬ди-ти¬ро¬ва¬на и не ста¬ла нор¬мой об¬щес¬твен¬но¬го со¬зна¬ния. Не¬ве¬же¬ство ? вер¬ное пред¬став¬ле¬ние ? по¬ни¬ма¬ние Со¬крат со¬де¬ржа¬те¬ль¬но раз¬ви¬ва¬ет свой под¬ход, ко¬то¬рый в пол¬ной ме¬ре воз¬мож¬но был по¬ня¬тен то¬ль¬ко его со¬вре¬мен¬ни¬кам. При этом, как на¬пи¬са¬но в Про¬та¬го¬ре, для Со¬кра¬та важ¬но — ис¬сле¬до¬ва¬ние во¬про¬са [Протагор, 333с], его речь в «Пи¬ре» — об¬ра¬зец его ис¬сле¬до¬ва¬ния, оли¬це¬тво¬ре¬ние его фи¬ло¬со¬фии [102,Т.1,с.99]. Со¬крат не¬од¬но¬крат¬но заостряет внимание на том, как стро¬ить речь, на не¬воз¬мож¬но¬сти све¬де-ния ее не то¬ль¬ко к до¬сто¬инс¬твам, но и к по¬ка¬зу единс¬тва про¬ти¬во¬по¬лож¬ных оце¬нок од¬но¬го и то¬го же: до¬сто-инс¬тво мо¬жет быть од¬но¬вре¬мен¬но и не¬до¬статком. Вы¬яв¬ляя мно¬же¬ство форм люб¬ви, он стро¬ит их иерар¬хи¬че¬скую сис¬те¬му, на¬чи¬ная с про¬стей¬ших, пе¬ре¬хо¬дя за-тем к ду¬хов¬ным фор¬мам люб¬ви, в том чис¬ле к муд¬ро¬сти, на¬уке. Мно¬го¬об¬ра¬зно об¬ра¬щая вни¬ма¬ние на ход мыш¬ле¬ния, он тем са¬мым пе¬ре¬да¬ет спо¬соб, струк¬ту¬ру, про¬це¬ду¬ру, ком¬по¬зи¬цию диа¬лек¬ти¬че¬ско¬го мыш¬ле¬ния, как бы го¬во¬ря: «В мыш¬ле¬нии де¬лай, как я». Для это¬го он об¬ра¬ща¬ет вни¬ма¬ние на по¬сле¬до¬ва¬те¬ль¬ность форм объ¬ек¬та, ко¬то¬рая по¬зво¬ли¬ла бы вос¬хо¬дить, слов¬но по сту¬пе¬нь¬кам, от про¬сто¬го к слож¬но¬му [Пир, 211с]. Имен¬но этот ас¬пект ви¬дит¬ся клю¬че¬вым в по¬зи¬ции Со¬кра¬та по это¬му во¬просу. Трак¬тов¬ка сис¬те¬мнос¬ти дан¬но-го объ¬яс¬не¬ния Со¬кра¬та тре¬бу¬ет уче¬та мно¬гих по¬ло¬же¬ний, в том чис¬ле ком¬мен¬та¬торов. Его речь по¬стро¬ена, как де¬мон¬стра¬ция диа¬лек¬ти¬че¬ско¬го мыш¬ле¬ния. В то же вре¬мя в его ре¬чи со¬де¬ржит¬ся и са¬мое крат¬кое ру¬ко¬водс¬тво по диа¬лек¬ти¬че¬ско¬му мыш¬ле¬нию: «На¬чав с от¬де¬ль¬ных про¬яв¬ле¬ний пре¬крас¬но¬го, на¬до все вре¬мя, слов¬но по сту¬пе¬нь¬кам, под¬ни¬ма¬ть¬ся ра¬ди са¬мо¬го пре¬крас¬но¬го вверх - от од¬но¬го пре¬крас¬но¬го те¬ла к двум, от двух ко всем, а за¬тем от пре¬крас¬ных тел к пре¬крас¬ным нра¬вам, а от пре¬крас¬ных нра¬вов к пре¬крас¬ным уче¬ни¬ям, по¬ка не под¬ни¬ме¬шь¬ся от этих уче¬ний к то¬му, ко¬то¬рое и есть уче¬ние о са¬мом пре¬крас-ном, и не по¬зна¬ешь на¬ко¬нец, что же это - пре¬крас¬ное» [Пир, 211сд]
Индекс
Элементарные функции    Линейные уравнения    Нелинейные уравнения    Случайные числа


Hosted by uCoz