Вторая пачка часть 514
Этот метод весьма эффективен и сохраняет самостоятельное значение. В таком случае используют специальный категориальный аппарат, который служит выявлению развития объекта: эра, эпоха, стадии, периоды и т.д. Исторический подход позволяет избежать многих противоречий научного познания, уловить перерастание форм объектов. В то же время исторический метод имеет ряд ограничений: не обязательно устанавливает генетические связи, не исключает исторических фактов «возврата» в развитии при рассмотрении форм объекта и т.д.
Генетический (эволюционный, динамический) метод позволяет в большей мере учесть развитие объекта. В таком случае обращают внимание на переходы объекта из одной формы в другую, на последовательность таких переходов. Генетическое выведение различных форм объекта является основой синтетического понимания его формообразования [102,Т.26,Ч.Ш,с. 526]. Этот метод имеет самостоятельное значение. Однако его использование порой служит средством борьбы с диалектическим методом мышления. Этот метод ориентирован на выявление причинно-следственных связей между объектами. В то же время в его рамках не разработана общая концепция процессов перерастания переходов объекта из одного состояния в другое. Диалектика является исходным моментом высшей формы диалектического мышления. Создание и совершенствование диалектики было делом длительным. В её разработку внесли вклад многие ученые. У Аристотеля, например, «прехарактерно вообще везде, повсюду, живые зачатки и запросы диалектики» [88,Т.29,с.326]. В целом такое учение создал Гегель. Гегелевская «.... диалектика есть, безусловно, последнее слово всей философии ...» [102,Т.29,с.457]. В то же время гегелевская диалектика не стала практическим методом мышления. Только Маркс, Энгельс, Ленин преодолели кризис гегелевской формы диалектики. Тем не менее, до настоящего времени диалектика не стала теорией, не разработана система её категорий таким образом, чтобы она стала нормой понимания всех объектов реальности.
О необходимости использования диалектики в качестве прямого, непосредственного, общенаучного, сознательного, практического, наблюдаемого метода мышления писали многократно и многообразно
Индекс
Элементарные функции
Линейные уравнения
Нелинейные уравнения
Случайные числа