Этот приём использовал Аристотель [8,Т.4,с.234 и 235 и др.] Большой вклад в этот приём внес Гегель. Гегель отмечал, что "троичность" есть внешняя, поверхностная сторона диалектики [88,Т.29,с.210], на что обратил внимание В.И. Ленин. Триадность надо признать положительным моментом описания объекта. Основанием такого деления может быть то, что только в таком случае можно применить восхождение от единичного к особенному и всеобщему, т. е. выделить каждое из них у каждого объекта. В таком случае можно проследить и действие закона отрицания отрицания.
В первые годы исследовательской практики К. Маркс часто таким образом разделял познаваемые процессы. Такое деление внешне просто и молодые исследователи могут им жонглировать, не вникая в сущность (в собственный смысл) происходящих процессов. Такой приём создаёт искушение для "непосвященных" строить такие триады. На самом же деле построение таких триад по существу весьма сложное дело, требующее громадного эмпирического познания материала и является завершающим этапом познания.
Ограниченность дихотомии разрешается триадностью. Сохранение дихотомии и возникновение триадности ведёт к образованию принципа триадной дихотомии (символически: 3 х 2). Триадность еще называют троичность, трихотомия, трёхчленом, тройственностью, трёхзвенностью, триадичностью, троицей, тривием, трилогией, троякостью и т. д.
Оценивая триадность в качестве позитивного приёма диалектического мышления следует сделать оговорку: её не следует толковать на основе ранее использованного подхода: тезис - антитезис - синтез. Может быть в частных случаях такое объяснение имеет смысл, допустимо, но не в качестве всеобщей его интерпретации. Выделяя триаду, обращаем внимание на то, что объект в развитии проходит три ступени, стадии, этапа и т. п., каждая из которых представлена определёнными формами.
В целом, стандартизированная диалектическая модель строится на основе дихотомной триадности.
Интегрированная, иерархическая система диалектических моделей является высшей формой стандартизации диалектического моделирования