Вторая пачка часть 633
п. в общественных науках, что и было коренной, конечной причиной всех негативных процессов реального социализма. Нежелание учиться, неспособность мыслить диалектически - сущность и первого и второго вырождения марксизма. Можно привести много аргументов в пользу сказанного. Многие оценки совпадают с мнением философов [например, 181], но тем не менее философы по настоящему так и не осознали коренной причины сложившегося положения с их профессией.
Диалектика не приобрела практического значения не только для повседневного мышления всех людей, но и для специалистов. Ф. Энгельс считал конфликтом неиспользование диалектики в естествознании [102,Т.20,с.22]. За прошедшее время этот конфликт стал всеобщим для наук и перерос в диалектический кризис, который состоит в том, что диалектика не стала нормой понимания всех объектов, не вытеснила метафизику из науки.
Диалектический кризис науки нельзя осознать без понимания того, что буржуазная идеология давно прокляла диалектику, боится её и борется с ней. «В своём рациональном виде диалектика внушает буржуазии и её доктринёрам - идеологам лишь злобу и ужас, так как в позитивное понимание существующего она включает в то же время понимание его отрицания, его необходимой гибели ...» [102,Т.23,с.22]. Всё последующее развитие показывает обоснованность данного положения Маркса. В то же время происходят и парадоксальные с точки зрения данной идеи процессы в развитии диалектики. Прокляв диалектику, буржуазные исследователи пришли к ней с позитивистских позиций «динамизма», «эволюционизма» и т. п. Они применяют диалектическое мышление больше, чем это имело место в рамках его адептов. Произошла перемена знамён и врагами диалектического мышления всё более становятся её «друзья».
«Возвращение к диалектике как высшей форме мышления» [102,Т.19,с.202] еще предстоит науке и для этого придется преодолеть много трудностей. «... Подделка эклектизма под диалектику легче всего обманывает массы, даёт кажущееся удовлетворение, якобы учитывает все стороны процесса, все тенденции развития, все противоречивые влияния и прочее, а на деле не даёт никакого цельного и революционного понимания процесса общественного развития» [88,Т
Индекс
Элементарные функции
Линейные уравнения
Нелинейные уравнения
Случайные числа